Рекомендательный
список книг для совместного чтения с детьми
Доказано,
что совместное чтение не только объединяет несколько поколений одной семьи, но
и помогает детям по-настоящему полюбить книги. Дети, чьи родители собираются
вместе и читают вслух, вырастают более общительными, лучше учатся и с большим
интересом читают самостоятельно, чем их сверстники, которые были лишены такого
прекрасного времяпрепровождения, как совместное чтение.
Дорогие
родители, специально для вас мы подобрали книги, которые обязательно понравятся
вам и вашим детям. Читайте детям, читайте вместе с детьми! Пусть в ваших семьях
будет больше моментов, когда вы собираетесь все вместе, чтобы прочитать и
обсудить интересную, веселую, поучительную или озорную историю. Что может быть
лучше, чем провести вечер в кругу близких за чтением интересной и
познавательной книги?!
1. Марина Аромштам «Когда отдыхают
ангелы»
Это
произведение о детях, о школе, о взаимоотношениях детей, детей и взрослых, о
внутренних переживаниях (Наташа тяжело переживает развод родителей, пытаясь
привлечь к себе внимание), о первой любви (Алина влюблена в Егора, это первое
серьезное чувство), о надеждах (Марсём надеется, что дети её класса научатся
управлять бесами внутри себя, надеется, что «ангелы будут отдыхать»), о
верности (Петя испытывает искренние чувства к Алине, не перестает дружить с ней
даже после того, как она не выбрала его в игре «Каравай»), о взаимопомощи, о
добре, о нравственности.
Особенность
повести в том, что читатель видит одну и ту же ситуацию и глазами ребенка, и с
позиции взрослого. Здесь нашли отражение острые проблемы нашего общества. Автор
показывает, как стоит любить детей, уметь видеть их проблемы, как учить их не
просто знаниям, умениям и навыкам, а приобретению «внутреннего стержня».
2. Павел Беренсевич «Что вырастет
из этого ребёнка?!»
Книга
«Что вырастет из этого ребенка?!» содержит в себе восемь юмористических историй
из жизни маленьких сорванцов и шалопаев. В каждой новой истории главным героем
выступает папа героя предыдущего рассказа. В детстве он шалит и проказничает
ничуть не меньше своего сорванца-сына. Перед читателями сюжет, который уводит
их вглубь истории семьи, чуть ли не к началу 19 века. А в конце книги сюжет
делает неожиданный поворот и заставляет представить, какими будут папы и их
сыновья-шалуны в будущем. В этой книге веселые проделки сорванцов соседствуют с
историей технических изобретений, что делает чтение не только забавным, но и
познавательным!
3. Кеннет Грэм «Ветер в ивах»
«Ветер
в ивах» - это сказка о дружбе, которая всегда станет поддержкой и опорой; о
доме, который всегда тебя ждет; о ветре, которой то зовет в далекие дали - к
приключениям, то возвращает домой, где его неспешный шелест в листве одиноких
плакучих ив напоминает о тепле очагов и о настоящей крепкой дружбе.
Очень
разные и яркие характеры героев, смешные и трогательные истории, в которые они
попадают, делают книгу интересной даже для дошкольников. Но то, как Кеннет Грэм
описывает радость узнавания мира, как красиво он рассказывает о самых простых
событиях и учит видеть в каждой мелочи нечто удивительное и значительное, не
оставляет к книге равнодушными и взрослых читателей:
«…Нет!
На свете было так хорошо, что прямо не верилось! Крот деловито топал вдоль
живой изгороди то в одну, то в другую сторону. Пересекая рощицу, он видел, как
всюду строили свои дома птицы, цветы набирали бутоны, проклевывались листики.
Все двигалось, радовалось и занималось делом. И вместо того, чтобы услышать
голос совести, укоряющий: «А побелка?» – он чувствовал один только восторг от
того, что был единственным праздным бродягой посреди всех этих погруженных в
весенние заботы жителей. В конце концов, самое лучшее во всяком отпуске — это
не столько отдыхать самому, сколько наблюдать, как другие работают...».
4. Шэрон Дрейпер «Привет, давай
поговорим»
У
Мелоди фотографическая память. Она помнит все, что видела и слышала за
одиннадцать лет своей жизни, а слова и звуки имеют для нее вкус и цвет. Она
умнее всех в школе. Вот только никто об этом не догадывается. Учителя думают,
что девочка не поддается обучению, и из урока в урок повторяют с ней первые
буквы алфавита. Казалось бы, куда проще – объяснить окружающим, сколько всего
ты знаешь, что любишь, чего хочешь. Но попробуй объясни, если тело совсем тебя
не слушается и простая человеческая речь кажется недоступной роскошью…
И
все же скоро настанет день, когда Мелоди получит возможность произнести первые
в своей жизни слова. Услышат ли ее?
5. Юрий Ермолаев «Дом отважных
трусишек»
Нечасто
мы задумываемся о том, что быть здоровым - настоящее счастье. А Надя Ермакова
знает это совершенно точно, ведь с раннего детства она не может бегать, прыгать
или плавать, да и ходить у девочки с трудом получается только на костылях. Но
судьба всё-таки улыбается ей, и Надя попадает в клинику к знаменитому хирургу -
говорят, он творит чудеса… В "Доме отважных трусишек" девочке
предстоит проявить стойкость, терпение и смелость, повстречать новых друзей и
пройти до конца нелёгкий путь к мечте.
6. Андрей Жвалевский, Евгения
Пастернак «Время всегда хорошее»
Что будет, если девчонка из 2018 года
вдруг окажется в 1980 году? А мальчик из 1980 года перенесется на ее место? Где
лучше? И что такое «лучше»? Где интереснее играть: на компьютере или во дворе?
Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в
глаза друг другу? И самое главное – правда ли, что «время тогда было другое»? А
может быть, время всегда хорошее и, вообще, всё зависит только от нас…
7. Андрей Жвалевский, Евгения
Пастернак «Правдивая история Деда Мороза»
"Правдивая история Деда
Мороза" – это увлекательная сказка для детей и взрослых. Уже с первых
страниц маленьких и больших читателей подхватывает волной событий и уносит в
необычный мир праздника и приключений: здесь факты о происхождении Нового года
переплетаются с мистическими историями о маленьких помощниках Деда Мороза,
суровые события военного времени соседствуют с описаниями быта давно прошедших
лет, а вера в чудеса и ожидание волшебства нарастают с каждой прочитанной
строкой!
8. Виктор Железников «Чучело»
В
старинном городе с богатой историей, где стоит необыкновенный, знаменитый дом
Бессольцевых, и где ходит по улицам бывший солдат, собирающий своё духовное
наследие – прекрасные картины, здесь же, бок о бок, подрастает поколение
наглых, циничных, бессердечных детей, не замечающих и не ценящих ничего святого
и истинного. Почему это происходит, и кто в этом виноват? Этот серьёзный вопрос
ставит перед читателями В. Железников, и об этом призывает нас серьёзно
задуматься повесть «Чучело».
Совместное
чтение и обсуждение таких произведений не просто заставляют детей задуматься,
они очень сближают их с нами. Дети очень ценят обсуждение настоящих проблем.
В
повести автор живо представляет действительность – как может быть беззащитен
ребёнок в коллективе себе подобных, как трудно этому помочь, и на какую
жестокость бывают способны дети?
Повесть
«Чучело» учит добру, состраданию, любви и жертвенности. Учит отстаивать себя и
не колебаться между добром и злом, чтобы иметь право на уважение окружающих и
самого себя. Учит ценить людей, непохожих на других. Призывает учиться у них
честности и милосердию, и спешить это делать, пока эти люди находятся рядом с
нами. Предостерегает от неверных выводов и несправедливого отношения к тем,
кого большинство не понимает, чтобы не пришлось впоследствии горько
раскаиваться.
Также
повесть напоминает взрослым, что нужно стоять на страже детского счастья, быть
чуткими и внимательными, чтобы вовремя помочь маленькому человеку одолеть
проблему. Достигать близких и искренних отношений с детьми, чтобы не лишиться
их дружбы и доверия, при этом всегда быть для них достойным примером.
9. Владислав Крапивин «Летящие
сказки»
В
книгу "Летящие сказки" вошли две сказочные повести: "Лётчик для
особых поручений" и "Ковёр-самолёт". Это повести о настоящей
дружбе и необыкновенных приключениях, о выборе жизненного пути, о детстве и
мечтах. Герои произведений Владислава Крапивина знают одно очень важное
правило: "Если по-настоящему верить во что-то хорошее, всё обязательно сбудется!"
10. Джеймс Крюс "Тим Талер,
или Проданный смех"
Это
фантастическая повесть о мальчике, который променял свой смех на богатство, но
не стал от этого счастливым. Тиму пришлось пройти много испытаний, в которых он
нашел верных друзей и вернул свое настоящее богатство.
Книга
"Тим Талер, или Проданный смех" написана по-настоящему волшебно.
Автор этого произведения, Джеймс Крюс, умело передал чувства и переживания
маленького Тима, который попал в сложную жизненную ситуацию. Книга затягивает и
не дает оторваться от красиво прописанного мира... мира глазами ребенка.
Люди
хотят денег для того, чтобы испытывать приятные чувства. Но что будет, если
человек пожертвует своими чувствами ради денег? Именно ответ на этот вопрос
лежит в основе этой замечательной книги. Книга написана для детей, но взрослым
тоже будет интересно прочитать эту сказку.
11. Анна Никольская «Папатека»
Однажды один обычный мальчик вдруг
заявил своему папе, что больше его не любит. И ушел из дома. Так начинается
история, из которой вы узнаете, куда могут привести неосторожно сказанные
слова, и какие монстры таятся за нашими мрачными мыслями.
12. О. Генри «Дары волхвов», «Вождь
краснокожих» и другие новеллы
Произведения
замечательного О. Генри мы иногда незаслуженно забываем, хотя короткие
рассказы, написанные легко и с юмором, сюжеты, имеющие глубокий нравственный
смысл, прекрасно подойдут для чтения всей семьёй.
Еще
один плюс от чтения произведений этого автора заключается в том, что его
рассказы можно легко приспособить для домашних постановок. Они не требуют ни
большого количества актеров, ни особых декораций, но сюжеты интересны
подросткам и доступны маленьким детям.
13. Р. Дж. Паласио «Чудо»
Август Пулман пришел учиться в пятый
класс. Он новенький, значит, ему будет нелегко. А если учесть, что прежде он
никогда в школе не учился, то нелегко вдвойне. К тому же желающих дружить с
Августом совсем немного: ведь у этого вполне обыкновенного десятилетнего мальчишки
совершенно необыкновенное лицо. Несмотря на множество операций, из-за
генетической аномалии его лицо больше похоже на страшную маску; и то, что
Август вообще живет, – настоящее медицинское чудо. С чем он столкнется в школе
– об этом, кажется, догадывается любой из нас: дети бывают жестоки. А вот чем
закончится его первый учебный год, можно узнать, только прочитав эту книгу,
полную любви, боли и смеха – как и сама жизнь.
14. Мария Парр "Вафельное
сердце"
Добрая
книжка о детстве в норвежском хуторе. Детям будет интересно послушать о
приключениях сверстников, а родителям на несколько минут вернуться в то время,
когда солнце светило ярче, деревья были выше и идти спокойно было невозможно -
ноги скакали сами по себе, а бабушка готовила замечательные вкусности, чтобы
порадовать внуков.
Это
произведение о настоящей дружбе и ценностях семьи, горьких расставаниях и
необратимых потерях, ненужной старости и детской беззащитности, заботе и
способности сопереживать и любить.
Летнее чтение и просмотр фильмов в удовольствие
(2 класс)
1. Эрик Найт «Лесси»
2. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»
3. Братья Гримм «Три брата»
4. М.Зощенко «Золотые слова», «Глупая история», «Интересный
рассказ»
5. Т.Александрова «Домовёнок Кузька»
6. В.Бианки «Как муравьишка спешил домой», «Синичкин
календарь»
7. Е.Пермяк «Дедушкин характер», «Упрямые дрова», «Надежный
человек», «Первый лук»
8. Е.Шварц «Рассеянный волшебник»
9. К.Паустовский «Растрёпанный воробей»
10. Ю.Герман «Как это было»
Фильм «Приключения
Электроника»
Фильм «4:0 в
пользу Танечки»
Фильм «Тихие
троечники»
Фильм «Поллианна»
Фильм «Крик
тишины»
Фильм «Чучело»
Семейное
чтение (по желанию):
1. Валентина
Осеева «Васёк Трубачёв и его товарищи»
2. Виктор
Дубровин «Мальчишки в сорок первом»
3. Элла
Фонякова «Хлеб той зимы»
4. Фрида
Нильсон «Пираты Ледового моря»
Дорогие ребята и родители!
Перед Вами два списка книг для летнего чтения после 1 класса и оформления читательского дневника (от учителя и от детской библиотеки). Надеюсь, что вы найдете для себя 20 самых интересных произведений!
1. Леонид Пантелеев «Честное слово»
2. Леонид Пантелеев «Новенькая»
3. Валентин Катаев «Дудочка и кувшинчик»
4. Анатолий Алексин «В стране вечных каникул»
5. Евгений Пермяк «Мама и мы»
6. Лев Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
7. Лев Кассиль «У классной доски»
8. Михаил Зощенко «Великие путешественники»
9. Александр Куприн «Слон»
10. Сергей Михалков «Праздник непослушания»
11. Антон Чехов «Каштанка»
12. Геннадий Черкашин «Кукла»
13. Николай Носов «Приключения Толи Клюквина»
14. Евгений Шварц «Два брата»
15. Аркадий Гайдар «Чук и Гек»
16. Дмитрий Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
17. Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»
18. Петр Ершов «Конек-Горбунок»
19. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»
20. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
1. Волков А. М. «Волшебник
Изумрудного города»;
2.
Гайдар А. П. «Чук и Гек»;
3.
Гераскина Л. Б. «В
стране невыученных уроков»;
4.
Гюго В. М. «Гаврош», «Козетта»;
5.
Давыдычев Л. И. «Жизнь
Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»
6.
Зощенко М. М. «Лёля
и Минька»;
7.
Коллоди К. «Приключения Пиноккио»;
8.
ЛиндгренА. «Пеппи
Длинный чулок», «Малыш и Карлсон» (на выбор);
9.
Медведев В. В. «Баранкин, будь человеком!»;
10.
Метерлинк М. «Синяя птица»;
11.
Милн
А. «Винни-Пух
и все, все, все»;
12.
Носов Н. Н. «Дневник
Коли Синицына»;
13.
Остер Г. Б. «Зарядка
для хвоста»;
14.
РодариДж. «Приключения
Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы» (на выбор);
15.
Токмакова И. П. «Аля,
Кляксич и буква «А»;
16.
Толстой А. Н. «Золотой
ключик, или приключения Буратино»;
17.
Успенский Э. Н. «Гарантийные
человечки», «Вниз по волшебной реке», «Меховой интернат», «Крокодил Гена и его
друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот» (на выбор);
18.
Хогарт Э. «Мафин и его весёлые друзья»;
19.
Шварц Е. Л. «Сказка о потерянном времени»;
20.
Янссон Т. М. «Шляпа волшебника».
Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?
Отзыв – это ваше личное мнение о
прочитанном, ваша оценка книги.
Для удобства заведите 24-листовую тетрадь в клетку, оформите лицевую часть "Читательского дневника" (приветствуются яркие и красочные обложки), следуйте пяти шагам, у Вас все получится!
Пошаговый
план составления отзыва (памятка для написания):
1. Укажите Ф.И.О. автора и название произведения. Устно ответь на вопросы: Автор
вам знаком? Что вы о нем знаете? А что с названием книги? Оно
интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге?
2. Вы указали автора и название. Теперь пора
переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о
чем эта книга?
Обратите внимание!
Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную
идею произведения. Желательно писать кратко, но, не упуская
важное. Одного-двух предложений будет вполне достаточно. Например: «Каштанка» А. П. Чехов. Это история о собачей преданности.
3. Отвечаем на вопрос: понравилась
книга или нет. И обязательно раскрываем – почему? Что
показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может
быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет, подходящий для
кого-то из действующих лиц книги. Пишите
обо всем, что придет в голову. В отзыве на книгу лучше сказать слишком много,
чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете!
4.
Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим
лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.?
Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?
5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что
стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?
Вы
можете использовать следующие синонимы и выражения:
книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка,
история)
эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё
внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание,
очень впечатлила, берет за душу…)
интересная книга (увлекательная, захватывающая,
занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т.
д.)
автор рассказывает (показывает, описывает, говорит,
изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов,
как…)
особенно мне нравится главный герой истории (дорог,
интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…)
Возможно, также
пригодятся такие выражения:
эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод …
читать эту книгу легко, в ней есть интересные
(красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком …
Как видите, написать
хороший отзыв просто. Главное, хорошенько подумать и воспользоваться пошаговым
планом и подсказками. А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше
мнение. Так что смело его высказывайте! Удачи и вдохновения!
Комментариев нет:
Отправить комментарий